Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce)- истинный представитель гражданина мира. Это человек, чья родина- Италия, и в разные периоды жизни он жил и трудился во Франции, Англии, Финляндии, а с 80-х годов XX века живёт в США. Сложно судить, что же повлияло на его творчество и выбранную профессию. Возможно, это свобода, заложенная в этом человеке ещё с рождения. Но оставим эти мытарства поиска истины для искусствоведов, для нас Гаэтано интересен своими оригинальными разработками.
Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce)- личность, которая в мире дизайна и архитектуры занимает одно из первых мест в числе лучших. Личность неординарная- он реализовал себя как архитектор, дизайнер и художник, а, помимо прочего, еще и психолог, теоретик и педагог. Все его работы- это арт-дизайн, завёрнутый в обёртку авангарда. Это попытка наполнить содержанием и семантикой обыденные предметы, которые окружают нас каждый день и придать им сложную смысловую нагрузку на фоне упрощения формы. Кстати, именно с его подачи еще в 50-е годы прошлого века стал развиваться функциональный дизайн во всем мире. Это он предложил дизайнерам быть проще и также просто относиться к создаваемым объектам.
Любимое критиками и искусствоведами кресло «UP 5» («Donna»), которое принесло его автору всемирную известность в 1969 году, является прототипом более позднего творения «Up reissue» 2000 года и еще более позднего «Feminino» 2005 года. Эти кресла объединяет общая антропоморфная форма, напоминающая женскую фигуру. Но если у «UP 5» и «Up reissue» - это аллюзия на богиню плодородия с ярко выраженными округлостями, то кресло «Feminino» больше напоминает женщину современную, следящую за фигурой.
Всё то, что характеризует собой авангард, а это экспериментальный подход к творчеству, выходящий за привычные рамки, использование неожиданных средств выражения, символизм в образах и идее, можно найти в объектах, созданных Гаэтано Пеше.
Один из таких примеров, когда эксперимент выходит за привычные рамки восприятия объекта- это трехместный диван «La Fiorita» (2010год). Для городской квартиры- это просто находка, когда в «каменных джунглях» появляется такой островок природы, по форме и цвету приближенный к натуральному, хотя и выглядит несколько иронично.
Противоположный пример - диван «Notturno a New York» (2010 год) разработанный для фабрики Cassina. Это некая аллегория на тему мегаполиса может рассматриваться не только как мебель, обычный предмет интерьера, но и как философский объект.
Продолжая тематику прямой аллегории, когда объект формой или цветом осознанно подталкивает к нужному восприятию идеи, заложенной автором, можно рассмотреть в варианте дивана «Montanara» (2009 год). Каждый увидит тут свое: таяние горных ледников, переходящих в водопады, либо просто круговорот воды в природе.
Точно так же, можно воспринимать и серию столов «Lagoon Table» (2012 год), «Lake Table» (2012 год), «Ocean Table» (2012 год). С одной стороны может показаться, что идея очень проста, но если вас посещает мысль, что по-другому невозможно было сделать, значит перед вами совершенное изобретение, логически завершённое и не требующее доработок. Глядя на эти столы возникает ассоциация- это трехмерная детальная карта местности из фантастического фильма «Аватар» («Avatar» 2009).
Но Гаэтано Пеше не был бы мастером авангарда, если в его арсенале были работы только такого плана. Совершенно другая идея заложена в серию светильников. «Cloud Lamp - Edizioni del Pesce» (2010 год)- совершенно непредсказуемое сочетание формы, цвета и названия. Ничто из перечисленного нельзя соединить для получения логического восприятия объекта.
Дальше- больше. Казалось бы, как можно применить форму такого животного, как слон в качестве светильника? Но для Пеше это не проблема. В результате имеем совершенно нестандартный светильник, только для человека, не лишенного воображения, напоминающий слона- «Elephant Lamp - Edizioni del Pesce» (2010). Но если форма еще может быть узнаваема, то сочетание примененных цветов совершенно запутают обывателя. И в этом вся прелесть авангарда от Gaetano Pesce.
Довольно необычно выглядит символизм в светильнике «Cross Lamp» (2013 год), и причина тому- цвет и фактурность материала, применённого для его изготовления. Красный цвет, который сам по себе тревожен, дополнен эффектом глубины в виде неравномерно распределённого красящего пигмента. Такой же подход использован в другом объекте- это кресло «Devil Chair» (2016 год), которое стилистически можно объединить со светильником «Cross Lamp».
Отдельно следует отметить неповторимые вазы от мастера. Вот где полная непредсказуемость и своеобразная трактовка. Арт-дизайн (art-design) Гаэтано Пеше в полной мере раскрывается именно в подобных объектах. «Vaso capelli» (2015 год) поражает воображение отсутствием стереотипов и штампов. Примером того, что в объекте важен и первичен функционализм, являются вазы «Green Vase» (2010 год) и «La Medusa» (2010 год). В таких формах прослеживается некая борьба противоречий между назначением объекта и его формой, в результате чего форма приобретает самое неожиданное решение.
Отдельный пласт творчества Гаэтано Пеше- его арт-объекты и инсталляции, в которых авангардизм проявляется не меньше, чем в картинах или архитектуре. На самом деле, его мастерство весьма разностороннее в пределах искусства и своими объектами он доказывает свою же теорию, что модернизм- это вовсе не стиль, а способ трактовки настоящего а также намека на будущее, в котором сохраняется индивидуальность.
Смотрите по теме:
21.05.2017