Matali Crasset (Матали Крассе) родилась в 1965 году в городе Шалон-ан-Шампань (Франция) в семье фермеров. В 1991 году окончила в Париже E.N.S.C.I. (Национальная Высшая Школа Промышленного Дизайна). Свой первый опыт работы получила сотрудничая с Denis Santachiara в Милане и Philippe Starck в Париже. Она открыла свою студию в центре Бельвилля, когда ей было 33 года, а через 4 года основала компанию «Matali Crasset Productions».
Matali разрабатывает модели бытовой техники, мебель, реализует проекты в области дизайна, архитектуры, графики. Сотрудничает с художниками и такими известными компаниями, как Artemide (светильники, Италия), Saint Louis (посуда, Франция), Danese Milano (светильники, стулья Италия), Domestic (стикеры, Франция), Domodinamica (мебель, Италия), Dornbracht (смесители, Германия), Ikea (мебель, свет, Швеция), Exquisite Design, Hermes, Le Printemps, Lexon, L’Oreal, Orangina, Swarowski и Thomson Multimedia.
Её лучшие работы представлены в самых известных музеях мира, включая «Museum of of Modern Art» в Нью-Йорке, «The National Art Museum of China» в Пекине, «Victoria & Albert Museum» в Лондоне и «Le Grand-Hornu» в Бельгии. Матали является знаковой фигурой в мире дизайна, и поэтому мы решили добавить информацию о ней в раздел "Имена и бренды" нашего сайта.
Первым интересным проектом Матали Крассе в 1998 году стала инсталляция «When Jim Comes to Paris», которая состояла из скрученной в компактную колонну мягкой кровати с лампой и будильником. Предназначение этого изобретения Матали объясняет так: «Когда воображаемый Джим приезжает в Париж, он может воспользоваться этой раскладной кроватью со всеми удобствами, так как комнаты в Париже обычно небольшие и в них нет специального места для приезжих гостей».
«Phytolab» (2001) – это, довольно таки, интересный и полезный проект ванной комнаты. Основная идея заключается в том, чтобы принимать душ в прозрачном кубе, в стены которого вмонтированы горшки с разнообразными растениями, размещенным по всему периметру. По словам дизайнера, такая концепция помогает быстро снимать стресс и чувствовать себя ближе к природе.
«Self made Seat» являет собой мягкие блоки разной формы, соединив которые можно получить комфортный диван. Большие модули образуют спинку и сиденья, а меньшие - подлокотники. Размер и форма софы зависят от ваших потребностей и воображения. Обычно эти блоки соединяют в небольшой диван с подлокотниками, но также можно сложить все блоки вертикально и получить удобную кровать, или же использовать каждый отдельно, если в комнате собралась большая компания. Эти модули не имеют граней или острых углов, поэтому можно не беспокоиться о травматизме.
Le voyage en uchronie, galerie Thaddaeus Ropac можно считать самой загадочной инсталляцией из всех проектов Матали. Эту коллекцию можно описать как место, которое демонстрирует разнообразные ритуалы воображаемого человеческого сообщества. Внутренняя оранжевая часть «капюшона», выполненная из войлока, обозначает человеческое тепло, в то время как внешняя серая подчеркивает защитные качества. Эта композиция демонстрируется в «Galerie Thaddaeus Ropac» вместе с фильмом, режиссерами которого являются непосредственно Матали и берлинский художник Juli Susin. В этом фильме показаны люди, одетые в разноцветные капюшоны, которые выполняют серию ритуалов в воображаемом путешествии к мистической горе.
«Extension de générosité», изготовленное компанией Campeggi (Италия), было бы справедливо отнести к креслам-трансформерам. Его мягкие подлокотники с легкостью превращаются в подголовники, что помогает сохранять максимальный комфорт в зависимости от предпочтений.
Основой для создания оригинальных светильников для Ikea PS 2017 стали самые обычные железнодорожные фонари. Этот многофункциональный LED светильник выглядит следующим образом: красная лампа в форме факела заключена в металлическую «клетку» и имеет удобные ручки, которые позволяют переносить или даже подвешивать лампу.
«Полосатый стул» (Stripe chair) Matali Crasset- это, своего рода, вызов, противопоставление традициям и устоям. Это своеобразный цветной бунт. Изогнутые алюминиевые ламели расположены не перпендикулярно, как в традиционных садовых стульях, а продольно. Ламель цельная и своей волнообразной формой объединяет спинку и сиденье. Этот стул выпускается компанией- изготовителем садовой мебели Fermob (Франция) в нескольких вариантах цвета, которые позволяют добавить ярких пятен в интерьер, тем самым делая его пёстрым и насыщенным. Ручка на задней части спинки даёт возможность стать стулу ещё более функциональным. Stripe chair можно встретить в саду, уличном кафе и даже в женевской библиотеке.
«Double side»- уникальная разработка Матали для итальянского бренда Danese. Это удобное трансформируемое многофункциональное рабочее место (кресло/стол), которое позволяет решать несколько задач. Кресло-стол впервые было представлено общественности в 2011 году на выставке в Милане. Оно выполнено из фанеры и войлока. Данное изобретение может быть использовано для работы, в качестве обеденного места и даже для игр. «Double side» задумывался не как исключительно статичный предмет для отдыха, а как объект, который позволяет совмещать смену деятельности- от активной фазы до пассивного отдыха. Конструкция стула не предусматривает однообразного положения сидящего- даже сидеть на нем можно по-разному (боком или в виде наездника), что только подтверждает основную задумку автора. Трансформируемая часть «Double side» позволяет креслу-столу за пару секунд превратить в удобное кресло с широкой спинкой. Это функциональный предмет для лекториев, коворкингов и прочих заведений, где формат пребывания может меняться каждый час.
Трансформируемый диван «Dynamic life» разработан Matali Crasset в 2011 году для итальянской мебельной фабрики Campeggi. В этом диване нет никаких сложных механизмов для его складывания. Вся его конструкция проста и довольно бюджетна. Диван состоит из 7-ми секций, откидывая которые, можно самому формировать подходящую для себя конфигурацию. Если не откидывать крайние секции, то получится диван, приближенный к классическому варианту. Если откинуть все секции, то получится просторный полноценный лежак.
Вся хитрость в складывании секций дивана сосредоточена в одном элементе- это войлочная прослойка, которая закреплена к двум противоположным секциям и играет роль петель. Конструкция лишена возможных скрипов, заеданий и прочих неприятностей, связанных с механизмами, поскольку их попросту нет.
Еще одна разработка для мебельной фабрики Campeggi от Матали- это трансформируемое место «Sweet Talk and Dream» (Сладкий разговор и мечта). Основная конструктивная идея такая же, как и в диване «Dynamic life», когда в качестве складного механизма использована войлочная прослойка, которая закреплена к противоположным частям. Посредством трансформации можно получить сиденье, кресло или лежак, в зависимости от желания. Дополнительным предметом в этой конструкции является небольшой столик, который не закреплен постоянно в одном месте, а может быть перемещен в предусмотренные пазы, либо же его можно вовсе извлечь.
Нельзя обойти вниманием разработку Matali Crasset «Эмульсия» (Emulsion). Это инсталляция, выполненная из объединенных предметов, напоминающих венчики (да-да, то самое ручное приспособление для взбивания крема) в 4-х различных размерах. Внушительных размеров инсталляция, а это 5-метровое сооружение, размещена в холле учебного заведения. Общая идея, которая лежит в основе создания- это превращение вещества из одного состояния в другое (жидкое в твердое), а венчики- это символ, который и является движущей силой. Иносказательно, это учебный процесс, который позволяет сделать из студентов (ингредиентов) настоящих специалистов (готовое блюдо))).
Концепция, которая была использована в инсталляции «Эмульсия», нашла продолжение в оформлении светильников настенных и потолочных, вывески для бара и ресторана, перегородок для зонирования помещений.
Еще одна знаковая разработка Матали- «Hi hotel» ( Nice, France). Этот отель являет собой некий парадоксальный объект: с одной стороны отель высокого уровня, но с другой стороны в отеле полное отсутствие роскоши, присущее для дорогих и пафосных заведений данного направления. Отель небольшой, всего 38 номеров, которые представлены в 10-ти различных дизайнерских концепциях. Каждая концепция- это отдельный взгляд на специфику и саму структуру помещения, в котором первично функциональное назначение, а не шик и пафос.
На первый взгляд все концепции Матали Крассе выглядят аскетично и простовато, но это только при первом беглом осмотре. Детальное ознакомление с идеей позволяет понять замысел автора. Помещения довольно смело обыграны в соответствии с целевым назначением. К примеру, если это номер, то в нем рядом с кроватью может располагаться умывальник, ванна или душевая кабина. Все концепции различны, но объединяет их общая идея- функциональность и простота: поскольку это отель, то человеку нет особой нужды в лишних квадратных метрах площади, загромождения декором и предметами быта. Решение подобных вопросов достигнуто посредством рационального использования пространства, а также нестандартным использованием предметов обихода.
Не только само помещение, но и большинство предметов, находящихся в нём, подразумевают несколько вариантов их применения. Причем, эти варианты зависят от желания человека, от его восприятия окружающего мира.
Помимо оригинальной планировочной организации помещения и распределения функционала, в отеле «Hі» интересно решение цвета. Цветовые сочетания настолько разнообразны, что поражают смелостью использования комбинаций. Порой они кажутся избыточно активными, но это является еще одним нестандартным решением, которое дополняет собой созданную Матали необычную атмосферу.
Интерьеры «Hi hotel»- это смелый вызов закостеневшим стереотипным отелям. Этот вызов брошен и он, несомненно, не останется незамеченным и повлияет на общемировую тенденцию проектирования.
Не сложно заметить, что на многих фотографиях Матали носит очки из собственной коллекции «Wide Open», разработанной в сотрудничестве с компанией «Theo eyewear». Коллекция состоит из 12 пар разнообразных очков - восемь оптических версий и четыре солнцезащитные. Каждая пара описывает характер: «смелый», «знающий», «уверенный», «любопытный», «деликатный», «выразительный», «вовлеченный», «импульсивный», «мятежный», «мечтательный», «чувствительный», «спонтанный». Основная задача этой коллекции – напомнить о том, что небольшой, но стильный аксессуар может подчеркнуть лучшие черты и стать частью вашего характера.
Уникальность всех проектов Матали Крассе состоит в том, что она ставит потребности клиента на первое место, но в то же время не забывает о практичности, комфорте и внешнем виде мебели и элементов декора. Она не просто создает удобные и нестандартные вещи, она создает особую и незабываемую атмосферу своими «произведениями искусства», которые высоко ценятся абсолютно всеми: от известных дизайнеров до рядовых покупателей по всему миру.
Смотрите по теме:
18.04.2017
Дизайн от Matali Crasset- лаконичный функционализм: 5 комментариев
Интересный дизайнер.
.
Спасибо за хорошо подготовленный материал. Достойно печатного издания.
Спасибо!. Мы старались 🙂
Спасибо. Написано с пониманием и любовью. Да Матали креативный, умный и очень добрый человек. Мы рады знакомству с ней, и что встреча с ней благодаря проекту "Культурный код" приобрела много ее поклонников. В январе 2018 года мы будем в гостях у Матали.
Спасибо за отзыв. И спасибо, что организовали приезд Матали в Украину!