20 и 21 апреля 2017 года Киев посетила французский дизайнер с мировым именем Matali Crasset. Ранее мы анонсировали это событие в нашей рубрике «Новости» https://vio-design.kiev.ua/matali-crasset-v-kieve/
Мероприятие прошло в рамках творческой программы «Французская весна в Украине».
Матали провела две встречи с украинскими дизайнерами интерьера, архитекторами и предметными дизайнерами. Первая встреча прошла 20 апреля в DIZAAP Artell и была ориентирована больше на предметный дизайн Matali. Вторая встреча, которая имела уклон на различные инсталляции и социальные проекты, прошла 21 апреля 2017 г на площадке IZONE. Нам посчастливилось присутствовать на этом мероприятии.
Свою презентацию Matali Crasset начала с разъяснения методов организации своей работы над проектами, о том, как они взаимосвязаны и какое влияние оказывают на неё, как на автора, и как влияют друг на друга. Приведенная схема на первый взгляд запутана, но при детальном ознакомлении все становится ясно и просто.
Во Франции, при проектировании каждого общественного здания, в бюджет закладывается 1 % на создание тематического арт-объекта, который впоследствии устанавливается либо внутри, либо снаружи здания. Эта программа так и называется «1% на искусство». Заранее спланированный бюджет позволяет избежать лишней и неприятной волокиты с бюрократическими механизмами. Отличительная особенность социальной программы во Франции состоит в том, что в организации досуга учитывается подход совместного времяпрепровождения всех членов семьи, то есть проявляется забота о тех самых «семейных ценностях», которые популяризируют последние годы в Украине.
В качестве примера такого арт-объекта в рамках программы «1% на искусство» в общественном здании, была приведена инсталляция «Эмульсия» (Emulsion), о которой мы упоминали в нашей публикации о творчестве Matali Crasset https://vio-design.kiev.ua/dizajn-ot-matali-crasset-lakonichnyj-funkcionalizm/
Как стало ясно из рассказа Матали, даже с небольшим бюджетом на искусство можно добиться удивительных результатов. Пример такого результата- это социальный проект «Pollen» (Пыльца). Удивительно грамотный подход в организации всего процесса по планированию, налаживанию контактов и поиска спонсоров. Матали была приглашена для работы над небольшим участком леса, который был предназначен для отдыха, но популярностью не пользовался. Решение проблемы гениально- оно в который раз доказывает, что важна и ценна идея. Матали решила соорудить общественную пасеку. В начале организации процесса создается сообщество, которое включает в себя активных участников, организацию по пошиву защитной от пчёл одежды, мастерской по изготовлению ульев, специалистов по разведению пчёл, специалистов по переработке мёда и прочих. Каждый представитель сообщества вносит посильный вклад в создание общественной пасеки. Интерес к такой работе начинается ещё задолго до сдачи в эксплуатацию. Тут важен и конечный результат и, возможно ещё больше, сам процесс, когда каждый осознает насколько важна именно его работа, что от его вклада зависит дальнейшая судьба всего мероприятия. Проект «Pollen» (Пыльца)- замечательный пример организации сообщества и консолидации общества.
Во время более чем 2-часовой, презентации Matali рассказала о многих своих проектах, которые нас впечатлили. Это и переоборудование заброшенного президентского дворца в Тунисе, когда для реставрации использовались материалы, которые можно было отыскать непосредственно на месте, а привезенными из-за границы были только видео проекторы. Из заброшенного, начавшего разрушаться здания был создан отель, который принимает туристов, приезжающих полюбоваться садами финиковых пальм- местной достопримечательностью. В данном случае работа Matali не ограничилась только реконструкций самого здания, она организовала процесс работы SPA и бассейна, ресторана и досуга постояльцев отеля.
Matali Crasset- невероятно трудолюбивый человек с завидным запасом жизненной энергии. Из задаваемых вопросов, выяснилось, что весь её творческий коллектив, это всего 4 человека. Четыре человека вместе с ней и её мужем (он активно сотрудничает с ней во всех проектах). Её офис находится рядом с её квартирой и настолько мал, что не может вместить больше людей, чем есть в её команде. Вопросов по завершении презентации было много. Вопросы задавись различной направленности: от банальных о том, «что же вдохновляет её, как дизайнера?» и до вопросов о «значении её, как творческой единицы человечества».
После завершения мероприятия, в личном разговоре, мы задали свой вопрос. Во время подготовки ко встрече и изучении творчества Matali, мы обратили внимание, что все её изобретения и социальные проекты удивительным образом перекликаются с изречением нашего украинского философа Григория Сковороды «Сложное не нужно. Нужное не сложно». И только во время мероприятия заметили ещё одну связь между Матали и Григорием Сковородой- это внешнее сходство. А вопрос заключался в том, что знакома ли она с таким изречением и согласна ли она с ним. В ответ Матали заметила, что действительно есть сходство в восприятии обоими окружающего мира и что, в сущности, она тоже философ, как и Сковорода. Когда мы ей показали изображение нашей купюры, достоинством в 500 гривен её удивление было неподдельным- искренний смех. Матали сфотографировав 500 гривен, отметила, что её отец очень похож на Григория Сковороду. Так, может украинский и французский народ намного ближе друг другу, чем это принято считать?
Фрагмент выступления Matali Crasset в Киеве 21 апреля 2017 года
Смотрите по теме:
22.04.2017